Это связано не только с тем, что увлечения и пристрастия часто преследуют человека и вне дома, но и с возможностью попробовать зарубежные национальные варианты пенного напитка.
Например, сразу приходит на ум возможность сравнить качество экспортного пива, представленного на российском рынке, и того же самого пива, но изготавливаемого в зарубежной стране исключительно на внутреннюю аудиторию.
Соответственно, встаёт и финансовый вопрос, где цена на пиво самая низкая, а где - высокая (порой неадекватно высокая). Так, в Норвегии пол-литра среднего пива обойдутся по средней же цене в 12 долларов, а в мусульманских странах из-за религиозного запрета на алкоголь и того выше (ЮАР с 1,5 долларов за бутылку - исключение). Тут важно подчеркнуть один момент:
- Дороговизна и дешевизна пива в международном пространстве напрямую связаны с валютной конвертацией. Скажем, 2 евро за бутылку в Западной Европе - это вполне приемлемая обычная цена. В солнечной Испании именно по такой цене продаётся большинство сортов пива (0,5 литра). Но в рублях это получается почти 2 сотни. За такие деньги в российских маркетах продаются зарубежные варианты. Причём даже не обычный лагер типа баварского Paulaner, а крафтовые сорта. Необходимо предупредить, что в международном пространстве очень дешёвым считается пиво, за 0,5 литра которого устанавливается цена примерно в 1 доллар. Но при конвертации это почти 75 рублей, что на 10-15-20 рублей больше средней цены за бутылку/банку в регионах. Фактически, именно Россия на международном пивном рынке является чуть ли не первым лидером среди стран с самым дешевым пивом. Ведь на прилавках торговых сетей всегда по какой-нибудь акции можно найти пиво "за 40 центов", т.е. за 30 рублей (хоть и сомнительного качества). А самой распространенной ценой будет 70-80 центов за бутылку. Что по мировым меркам беспрецедентно дёшево. Для российского туриста, который перед поездкой свой заработанный рубль переводит в международные валюты, любое пиво зарубежом, скорее всего, окажется как минимум немного дороже по сравнению с пивом, приобретаемым на территории РФ.
Исключением будет только ситуация, если в какой-то зарубежной стране расчет будет производиться в национальной валюте, которая окажется "слабее" рубля. Но это маловероятно, поскольку в настоящее время в туристической сфере наблюдается абсолютная стандартизация, а основной дебет представлен в долларах и евро.
Кроме того, не факт, что будет соблюдено условие положительной конвертации национальной валюты относительно рубля. И плюс, что при всё при этом найдётся хорошее пиво за небольшую сумму в национальной валюте. Это всё к тому, что ответ на вопрос, какое пиво самое дешёвое и в какой стране, может быть двояким. В абсолютных показателях, как уже говорилось, сюда входит и Россия.
Европейский и азиатский пивной топ
Но ведь перед отправкой в пивной круиз полезно узнать, какие ещё страны в международном плане являются продавцами дешёвого пива. Существует топ-5 стран с самыми низкими ценами на пиво (хотя топ всегда можно расширить и до 10 стран):
- Болгария - за 0,5 литра пенного напитка здесь, в среднем, берут порядка 75 рублей (1 доллар), возможно, в какой-то степени это связано с тем, что в Болгарии пивные традиции возникли благодаря влиянию Австро-Венгрии, Франции и Швейцарии во второй половине XIX века, и за пивом закрепилась репутация "простого повседневного напитка", не имеющего таких глубоких корней как вино;
- Чехия - пивной столице Европы и главному конкуренту германских пивоваров было бы просто стыдно не сделать пенный напиток широкодоступным, за английскую пинту (0,568 литра) здесь берут порядка 80 рублей;
- практически аналогичные пивные цены, что и в Чехии, установлены в Венгрии;
- Мексика - страна очень жаркая, конечно, пиво здесь не имеет такой древней истории как пульке (слабоалкогольный напиток из забродившего сока агавы), но мексиканцы быстро оценили ценность прохладной освежающей кружки с водой, солодом и хмелем, в среднем, 90 рублей за 0,5 литра;
- возвращаясь назад в Европу, топовую пятёрку можно замкнуть Польшей, где пол-литра пенного напитка обойдутся в 120 рублей.
Для удобства цены сразу переведены в рублевый эквивалент. А что можно сказать о регионах Юго-Восточной Азии? Здесь также имеется своя топовая пятёрка в плане недорогого и при этом качественного пива:
- Мьянма (Бирма) - входит в принципе в туристический топ благодаря обилию исторических мест и храмовых комплексов, а также благодаря оригинальной кухне, многие горячие закуски бирмской кухни отлично идут вместе с пенным напитком, за который здесь редко, когда требуют больше 75 рублей;
- Камбоджа - полное повторение ситуации с Бирмой: туристический топ, место туристического паломничества - храм Ангкор-Ват (именно там снимали "Расхитительница гробниц" с Анжелиной Джоли), познавать всё это, и любоваться всем этим здесь можно под кружечку пива за 1 доллар;
- по дешевизне пивного напитка Мьянму и Камбоджи обошёл Вьетнам - здесь его цена за пол-литра порядка 70 рублей в барах и общепитах, а в маркетах пиво ещё дешевле и сравнимо с российскими ценами (в рублях), в какой-то степени это связано с тем, что вьетнамцы положительно относятся к алкогольной культуре (алкомарафоны, пивные посиделки и тому подобное);
- Таиланд - ещё одна туристическая страна, где доходы от туризма составляют почти 7% ВВП, тут и Бангкок, и главный тайский курорт Паттайя, и Золотой Треугольник, и остров Пхукет, и много чего ещё, а пиво здесь стоит порядка 112 рублей за кружку;
- Филиппины - замыкает туристическую и пивную пятёрку, ежегодно через страну проходит больше 2 млн. туристов со всего мира, а замечательное для жаркой погоды пиво San Mig Light подаётся здесь всего за 92 цента (68 рублей).
Цены на пиво зависят от многих факторов:
- наличие собственных плантаций для выращивания сырья (хмель и солод);
- исторические пивоваренные традиции и соответственно уровень опыта;
- акцизная внутренняя политика;
- конкуренция с соседними регионами;
- популярность пива среди населения.
Однако из статьи можно сделать ещё один важный вывод, что туристическая сфера сама по себе является мощным стимулом для пивного рынка. Если в Европе пивной топ обусловлен историческими традициями, то в Юго-Восточной Азии те же реалии обусловлены жарким климатом и туристическим бизнесом.