При изучении истории пива среди множества вопросов наверняка возникнет и такой - а где и какова была первая реклама пива? Тут многое зависит от того, что понимать под рекламой. Реклама это распространение различными способами среди населения информации о каком-то товаре или услуге. С целью, чтобы население об этом продукте узнало, и самое главное, решило его приобрести. Т.е. реклама есть важная часть маркетинга. Поэтому при исследовании исторических источников недостаточно просто зафиксировать упоминание пенного напитка. Данные о пивоварении можно обнаружить в древних сводах законов (в разделах, касающихся торговли и производства). В исторических источниках, имеющих отношение к какой-то хозяйственно-экономической отчётности.
В древнейшем памятнике законодательства и юриспруденции - в законах Хаммурапи, есть записи, посвященные организации пивоварения. Всё это полезно для пополнения истории пенного напитка, но к рекламе подобные упоминания отнести нельзя. Поскольку они не выполняют функцию рекламы. В какой-то степени самой древней пивной рекламой можно считать набор глиняных табличек, обнаруженных на месопотамских раскопках. В этих табличках упоминается напиток, произведенный варкой пророщенных злаковых культур (ячменя). Множественность табличек и отсутствие признаков исторической или хозяйственно-учетной документации указывают на то, что таблички выполняли именно функцию информирования населения. Таблички датируются концом третьего тысячелетия до Н.Э. Это был период расцвета Шумеро-Аккадского царства, и соответственно, имел место большой экономический подъём.
Хотя на самом деле торговые информационные артефакты, касающиеся пивоварения, были задолго до этого. Просто они не сохранились до наших дней. Потому что непосредственные археологические следы пивоварения обнаруживаются в месопотамских слоях, датируемых шестым тысячелетием до Н.Э. А в восьмом тысячелетии до Н.Э. здесь уже окультурили необходимые для приготовления пива злаковые растения: ячмень, пшеницу, рожь. Точно известно, что в древнейшем городе шумеров и вавилонян Уруке уже в середине четвёртого тысячелетия до Н.Э. существовало более 20 сортов пива: красно-бурое, тёмное, крепкое и др.
Второй "очаг древнего пивоварения" - египетская цивилизация, где пенный напиток освоили примерно в 3000 годах до Н.Э. Причём "пивную" науку египтяне явно переняли у шумеров. Период истории пива, приходящегося на Средние века, весьма богат. Однако в плане рекламы говорить о нём не имеет никакого смысла. В древние времена, а тем более в тёмное Средневековье, распространение грамотности среди населения было минимальным. Массовая безграмотность очень сильно ограничивала и возможности какой-либо рекламы (когда адресат просто не в состоянии прочесть информацию).
Учитывая, что массовое распространение базовой грамотности началось в Новое время, то и говорить о рекламе в её более-менее современном понимании можно только с этого периода. Одним из пионеров пивоварения Нового времени и соответственно пивной рекламы стал Артур Гиннесс, основатель одной из известнейших и крупнейших пивоваренных династий в мире. В этом отношении самой старой рекламой здесь можно считать вывеску "St. James’s Gate Brewery" ("Пивоварня у ворот Святого Джеймса").
Именно так назвал Артур Гиннесс заброшенную окраинную пивоварню в Дублине, которую он 31 декабря 1759 года арендовал на 9000 лет. Через 10 лет пивоварня уже производила пиво не только для внутреннего местного рынка, но и на экспорт в Англию. О пиве и пивоварне Гиннеса появились заметки в старейшей английской газете Daily courant (основана в 1702 году). Что является вторым примером старой рекламы пива.
Существуют данные, что Артур Гиннесс имел возможность сам подавать объявление в газету, но предпочитал, чтобы его пиво "само сделало себе репутацию". Но при этом есть информация, что пивоварня Гиннеса периодически заказывала ограниченные партии, своего рода, рекламных листовок. Этакий прообраз флаеров. Сегодня подобные вещи - объект большой охоты музейных коллекционеров.