29.06.2022
Под "водным бизнесом" могут пониматься разные сферы деятельности и совершенно в разных масштабах:
• доставка воды;
• добыча и очистка воды;
• получение воды из нестандартных источников;
• дополнительное обеззараживание воды.
На самом деле все перечисленные пункты в большинстве случаев присутствуют в цикле производства. Всё зависит от сегмента деятельности:
• вода как необходимый для жизни продукт: для питья, приготовления пищи и гигиенических процедур;
• вода как необходимый технический компонент практически в любой деятельности, в первую очередь, для очистки и охлаждения;
• вода как одна из основных баз в химической промышленности;
• вода как инструмент реализации деятельности - вода в бассейне, в аквапарках и пр.
Бизнес по доставке воды базируется на том, что данное химическое вещество ничем не заменить, она будет нужна всем, всегда и повсюду. Несмотря на простоту и притягательность подобный бизнес имеет множество нюансов и тонкостей, которые стоит озвучить.
Интересно, что даже раскрученные компании, специализирующиеся на разных напитках, типа Народные Напитки, в свой сегмент деятельности также включают и предложение потребителям чистой воды. В тарах различного объёма. Всё по тем же причинам - обеспечение питьевой водой остаётся одним из самых надежных предметов предпринимательской деятельности. Здесь немалую роль играет и тот факт, что в городах, особенно крупных городах, водопроводная вода по качеству оставляет желать лучшего. Всё больше людей относятся к проточной холодной воде из крана с недоверием, отдавая предпочтение бутилированным вариантам. Если не в плане готовки, то хотя бы для питья. Начинать свой собственный водный бизнес в целом можно в 3 направлениях:
1) Собственный проект с нуля, включающий полный цикл производства. Означает, что предприниматель приобретает участок земли, на котором бьёт родниковый ключ. Или эта земля пригодна для разработки скважины. Лучшим вариантом оказывается обнаружение родника. Во-первых, вода из такого источника самая лучшая и чистая. И чем дальше родник от городских населённых пунктов, тем выше его чистота. Во-вторых, не потребуются дорогостоящие капиталовложения в разработку своей скважины, глубину которой заранее предсказать очень сложно. Но вообще данный вариант так и так окажется самым дорогим. Понадобятся стартовые вложения в организацию добычи воды, транспортировки её на склад. Потребуется создание собственной базовой лаборатории для забора анализов, чтобы вода соответствовала санитарным нормам. Всё это добавляется к неизбежным статьям расходов типа: проведение рекламы, создание и продвижение собственного сайта и транспорт для развоза продукции. При выборе первого варианта предпринимательскую деятельность рекомендуется оформлять как ООО, т.к. работа с собственной скважиной означает уровень среднего бизнеса.
2) Покупка готовой франшизы. Главное преимущество здесь в том, что начинающий предприниматель получает готовую базу клиентов и готовый бизнес-план.
3) Работа в качестве дилера. При ограниченном стартовом бюджете это самый лучший вариант. Одновременно он позволяет быстрее всего приступить к непосредственной работе. Поскольку бизнес можно зарегистрировать как ИП. Предприниматель закупает воду у надёжных поставщиков, после чего продаёт конечным потребителям. При очевидных достоинствах (простота и дешевизна) сразу виден и главный минус – полная зависимость от компаний-добытчиков. Впрочем, для начинающего мелкого предприятия минус это условный.
Кратко можно охарактеризовать вариант дилера:
• бизнес-план – самая простая схема, штат из 2 человек (можно всё оформить как семейный бизнес-проект), один сотрудник выполняет функции менеджера и администратора, второй сотрудник является курьером и грузчиком, для развоза воды лучше использовать авто серии «Газель» (большая грузовая вместимость, относительно экономичный расход бензина, манёвренность на узких дорогах, относительная дешевизна), крайне важно заранее определиться с клиентской базой;
• анализ потенциальной клиентской базы позволит сразу договориться о подвозе воды по заранее запланированным маршрутам в оптимальное время (а это позволит сократить время одной поездки), но что важнее – сразу начнёт формироваться уже реальная клиентская база;
• с покупательской базой ситуация двоякая – наибольшие и быстрые прибыли можно получить, заключая соглашения о снабжении водой корпоративных клиентов и юридических лиц (офисные комплексы, организации общепита, центры отдыха), но проблема в том, что в этой нише серьёзная конкуренция, большинство мест уже занято, плюс, снабжение питьевой водой начинает включаться в соцпакет, если же акцентироваться на физлицах, то доставка воды на дом в Москве и прочих крупных городах ещё развивается, полезно выйти на какой-нибудь ЖК, жильцы которого массово заинтересованы в получении аналога водопроводной питьевой воды;
• в пакет документов первоначально входит немногое: заявление о госрегистрации как ИП (форма №Р21001), копия паспорта, квитанция об уплате госпошлины;
• аренда складского помещения на 20 квадратных метров – склад нужен для кратковременного хранения, чтобы было куда составить то, что не удалось реализовать за рабочий день;
• начинать рекомендуется с минимального числа многоразовых бутылей (50 штук, стандарт на 19 литров);
• стартовые затраты самого малого предприятия находятся в районе 500 тыс. рублей (авто, аренда склада, закупка бутылей, регистрация и оплата пошлины), при ежемесячных расходах примерно в 110 тыс. рублей (арендная плата за складскую площадь, расходы на бензин и тех.содержание авто, зарплаты 2-3 сотрудникам);
• если в сутки будет уходить 50 бутылей, то в месяц прибыль составит более 100 тыс. рублей, а окупится бизнес приблизительно через полгода.
Рекомендуется как можно скорее подключать другую продукцию. Например, расширять ассортимент, продавая вместе с водой безалкогольные прохладительные напитки, закуски и батончики.